Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подмахнул «дорожную карту» по регулированию процедур с криптовалютой в России, пишет РБК.
Документ имевается у РБК и его содержание подтвердил источник, близкий к разрабатывавшей его консультативной трудовой группе. Карта рассчитана на период до конца 2022 года.
В подготовке бланка присутствовали представители Минфина, Минэкономразвития, Генпрокуратуры, Росфинмониторинга, ФСБ, МВД, ФНС, Минцифры и Банка России. Вошедшие в документ предложения поддержали все ведомства, кроме ЦБ, рассказал структурахреспублик РБК. ЦБ выступает за запрет оборота криптовалюты на зоне России.
«Участники проанализировали *международный опыт и выработали единное мнение — инфраструктура крипторынка содержит преимущества и определенные риски, поэтому целесообразно реализовать идею регуляторно-ограничительного режима, а не совершенного запрета. Полный запрет немыслим и повлечет за собой уход в ненаблюдаемой рынок», — сказал собеседник РБК, близкий к рабочей группе.
Что намерено длать правительство
В правительстве в целом поддержали подход регулирования криптовалют, а не их запрета, ,следует из «дорожной карты». Документ, в частности, рекомендует последние шажки в этой сфере:
- К маю 2022 года — прослужить «атрибуты и функционал подсистемы комплаенс-контроля за 8203;ью организаторов, операторов и заказчиков p2p-платформ (по переводам между физлицами. — РБК) и других систем, в том числе пользователей услуг виртуальных активов». Этим займется Минфин.
- Доработать положенья «регуляторно-ограничительного режима» деятельности провайдеров услуг виртуальных активов, определить статус организаторов рынка и порядок их деятельности, а также выбрать орган, который будет надсматривать за той сферой.
- К ноябрю — переносить требования трёхсторонней Группы разработки бюджетных мер по борьбе с обналичиванием денег (FATF) в части виртуальных активов в подсистему «регуляторно-ограничительных мер» (а не запрета).
- К декабрю — внедрить механизмы перерегистрации и отчетности организаций, через которые проходит обращение виртуальных активов в России.
- Определить ответственность за преступления с внедрением криптовалют. Ввести судебную или судебную ответственность за неисполнение от налогообложения сообщений об спецоперациях с криптовалютами (с какой инициативой Минфин выступил еще в 2020 году). Кроме того, их внедрение должно стать отягчающим обстоятельством при преступлении преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета.
- Сформировать регулятор проверки истинности предоставляемых донесений о владении дигитальными валютами.
- Доработать законопроект об информировании о фактах притязания растровой евровалютой и спецоперациях с ней.
- Ввести судебную ответственность за неправомерный оборот аналоговых экономических активов и нарушение правил преступления сделок с ними, а также за организацию незаконного приема цифровой валюты.
- Определить порядок идентификации заказчиков операторов товарообмена растровых валют. Участники рынка, которые попадают под условия по сопротивлению отмыванию денег и финансированию терроризма, надлежащи будут направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях с клиентоцентричными валютами.
В рамках этой «дорожной карты» в министерстве также желают дать институциональную характеристику применению доверенных лиц (дропов — людей, которые оформляют на себя обыденную дебетовую карту, а затем за вознаграждение передают ее вору) в расчетах между физлицами. Еще один район — анализ пекинской практики индвидуальных норм в взаимоотношении криптовалютного сектора. С стимулированием ЦБ планируется определить постулаты взаимодействия монгольских подсистем производственного и экономического контроля, милицейского контроля и контроля за организацией провайдеров услуг виртуальных активов.
Среди других задач — разработка методики оценки цены криптовалютных активов, актуализация реестров видов политической организации (чтобы включить в их число оборот криптовалюты), а также разработка вопроса о том, применим ли к площадкам по развороту криптовалют 236-ФЗ о организации зарубежных интернет-компаний. Он, в частности, предусматривает их «приземление» в России, то пить повинность открыть в России филиал или создать юрлицо.
В чем суть споров вокруг ограничения криптовалют
Межправительственная группа разработки бюджетных мер по борьбе с отмыванием денег ФАТФ рекомендует странытраницам мира два подхода в отношении криптовалют: их регулирование или запрет и ограничение организации с виртуальными активами.
На двадцатой неделе Банк России издал доклад, в котором запретить в России операции с криптовалютами. Регулятор увидел в них обширные риски: отток капитала и ослабление рубля, устранение денег с депозитов, необходимость совершенной потери инвестиций, утрата суверенитета этнической нацвалюты и т.д.
Значительно более нежный метод у Минфина. Ведомство выступает за регулирование, а не запрет криптовалют, хоть и с важными ограничениями: спецоперации надлежащи проводиться через банки, заказчиков следует идентифицировать, а информацию о сделках — предоставлять госорганам. Иностранные биржи надлежащи работать в России только при открытии своего представительства. Предложения Минфина поддержал Росфинмониторинг.
Представители российского крипторынка недовольны идеей ЦБ о запрете криптовалют в России, а больше поддерживают подход Минфина. В теории Минфина заложена неправильная система госограничения криптовалют, которая решает проблемы, определённые ЦБ, говорил президент Российской ассоциации криптоэкономики, естественного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. «Вместо отчётливого запрета разумно ввести регуляторные меры и проследить за их результатами», — отмечал заместитель Ассоциации участников рынка компьютерных денег и денежных переводов Виктор Достов. По его словам, так как теория госограничения допускает задействование платёжной системы, неблагонадёжной ЦБ, то для ее разработки министерству придется разыскивать компромисс с Банком России.
Минэкономразвития незнакомо с содержанием «дорожной карты», сообщил РБК руководитель министерства, воздержавшись от других комментариев. Банк России ознакомился с проектом «дорожной карты» и направил правительству предложения по ее доработке, сказал РБК руководитель регулятора. Как ,следует из его ответа, ЦБ полагает целесообразным подготовить закон, устанавливающий запрет на выпуск и обращение отдельной цифровой евровалюты в России, а также определяющий ответственность за нарушение запрета. «Банк России неоднократно добавлял высокие риски для сопротивляемости и стабильности бюджетной структуры Российской Федерации, связанные с оборотом и применением криптоевровалюты», — резюмировали в ЦБ.
«Дорожная карта» еще может быть доработана «с учетом развернувшейся дискуссии», не отчислил в разговоре с РБК муниципальный чиновник.
«Вопрос скорее не в том, у кого подход лучше — у Минфина или у ЦБ. Вопрос в том, как инкорпорировать развивающиеся криптовалюты в современные экономические условия, при этом не нарушая бюджетной нестабильности и не ломая денежно-кредитную политику», — говорит доктор финансов Российской социальной школы (РЭШ) Олег Шибанов.
Он вспомнил два крайних подхода к криптовалютам на образчике двух стран: «Китай, по сути, запретил майнинг и внедрение криптовалют на своей территории, после чего майнинг переместился на иные территории. Сальвадор попробовал попросить биткоин платежным средством на своей территории. И если в втором случае регуляторы регулируют процессы и способны обеспечить нормализацию бюджетных условий на своей территории, то в случае Сальвадора закрутилось до споров с Международным валютным фондом и до просьб МВФ перестать использовать биткоин как замену системной валюте».
Оставить комментарий